Противодействие коррупции
Полезное

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ министерства здравоохранения Самарской области от 31 июля 2014 г., протокол № 2

Документ от 31.07.2014

Заслушав и обсудив доклады,

КОЛЛЕГИЯ ОТМЕЧАЕТ:

I. О создании региональной системы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в Самарской области

Непременным условием для преодоления неблагоприятной демографической ситуации, имеющей место в Самарской области, наряду с повышением уровня рождаемости является снижение смертности населения, обусловленной главным образом смертностью от неинфекционных заболеваний и внешних причин.

Основными причинами смерти в Самарской области по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (51,3 %), новообразования (15,2 %), травмы и отравления (11,7 %). Суммарная доля смертности от неинфекционных заболеваний и внешних причин составляет более 80 %.

За период с 2010 по 2013 годы смертность от БСК в Самарской области снизилась с 778 до 723,7 на 100 тыс. населения, но не достигла целевого показателя, предусмотренного «дорожной картой» (708,2 на 100 тыс. населения).

Смертность населения Самарской области от новообразований по итогам 2013 года составила 211,8 на 100 тыс. населения, что несколько выше, чем по «дорожной карте» (208,0 на 100 тыс. населения), тогда как в ПФО этот показатель составляет 192,5. Рост смертности от новообразований по сравнению с 2012 годом составил 0,9 %.

К настоящему времени в Самарской области накоплен определенный опыт профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни населения. В Самарской области создана инфраструктура профилактической направленности. Проведена реорганизация Самарского областного центра медицинской профилактики путем присоединения городских центров медицинской профилактики Самары, Тольятти и Новокуйбышевска, что позволило привести структуру и штатную численность областного центра в соответствие с рекомендациями Минздрава России.

В области работает 17 центров здоровья, в том числе для взрослых – 12, детских – 4, студенческий – 1. В рамках государственно-частного партнерства открыт негосударственный центр здоровья на базе Центра энергоинформационной медицины. В 2013 году услугами центров здоровья было охвачено 172 064 человек, что в 1,4 раза больше, чем в 2012 году. Однако центры здоровья, проводя скрининговые комплексные обследования, не уделяют достаточного внимания динамическому наблюдению за пациентами групп высокого риска, не проводят коррекцию факторов риска на индивидуальном и групповом уровнях.

Во всех медицинских учреждениях Самарской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, открыты отделения или кабинеты медицинской профилактики. Вместе с тем в большинстве медицинских организаций положение об отделении (кабинете) медицинской профилактики и штатная численность не соответствуют приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2012 № 543н. Отделения не укомплектованы медицинским персоналом, не оснащены необходимым оборудованием. Врачи и средние медицинские работники не прошли обучение по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни.

С 2013 года на территории Самарской области проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения и профилактические медицинские осмотры. В 2013 году диспансеризация проведена 514 255 взрослым гражданам (100 % от запланированных). Среди осмотренных взрослых граждан наиболее часто встречались болезни сердечно-сосудистой (17 330 чел.), эндокринной (16 623 чел.), мочеполовой систем (8 312 чел.), болезни органов пищеварения (5 955 чел.), болезни глаза и придаточного аппарата (4 370 чел.). Активно выявлено 524 чел. с новообразованиями, 1 937 случаев сахарного диабета, более 3 тыс. случаев ишемической болезни сердца.

Врачи кабинетов и отделений медицинской профилактики по месту жительства, а также центров здоровья осуществляли профилактические мероприятия, проводили углубленное групповое и индивидуальное профилактическое консультирование взрослого населения с целью коррекции выявленных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Однако эффективность данных мероприятий невысока, они не привели к снижению преждевременной смертности от управляемых причин.

В этой связи одной из важнейших задач министерства здравоохранения Самарской области на ближайшие годы является необходимость сокращения бремени хронических заболеваний и преждевременной смертности посредством повышения мотивации населения к здоровому образу жизни и ответственности за сохранение здоровья.

II. Совершенствование качества диагностики злокачественных новообразований и диспансеризации онкологических больных в учреждениях здравоохранения Самарской области

За последние годы в Самарской области зарегистрирован рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них. В 2013 году впервые выявлено 13 374 онкологических больных, а на диспансерном учете состоит 78 043. В период с 2009 по 2013 гг. заболеваемость злокачественными новообразованиями в Самарской области имеет тенденцию прогрессивного роста – с 415,1 до 464,4 на 100 тыс. населения, или на 11,8 %. В структуре онкологической заболеваемости первые места занимают злокачественные новообразования кожи (18,6 %), колоректальный рак (10,9 %), рак молочной железы (10,8 %), легких (8,7 %), предстательной железы (7,9 %) и желудка (5,5 %).

Ежегодно от рака в Самарской области умирает более 6,5 тыс. пациентов, причем 30 % из них в трудоспособном возрасте. Показатель смертности в 2013 году – 211,8 на 100 тыс. населения (по РФ – 201,0 на 100 тыс. нас.). Высокие показатели смертности зарегистрированы в городах Самаре, Тольятти, Сызрани, а также в Большеглушицком, Богатовском, Алексеевском, Шигонском, Борском, Сергеевском и Безенчукском районах. В структуре смертности лидируют злокачественные новообразования легкого (18,1 %), толстой кишки (13,6 %), желудка (10,2 %) и молочной железы (8,9 %). Больные трудоспособного возраста чаще всего умирают от рака легкого и рака молочной железы.

На фоне роста показателей заболеваемости и смертности за последние 5 лет доля больных, выявленных в запущенной стадии процесса, не имеет особой тенденции к снижению. В 2013 году запущенность по 4-й ст. рака составила 17,0 % (в 2009 г. – 17,9 %), при наружных локализациях – 17,3 % (в 2009 г. – 19,5 %). Самые высокие показатели запущенности при визуальных локализациях рака зарегистрированы в ГБ 2 г. Сызрани (32,0 %), а также в Камышлинском (35,3 %, Похвистневском (29,2 %), Елховском (26,7 %), Безенчукском (25,6 %), Большечерниговском (25,0 %) сельских районах.

В 2013 году выявлено 3 668 ЗНО в поздней или запущенной стадии заболевания. Анализ причин запущенности показал, что в 27,0 % случаев позднее выявление заболевания связано с недостатками в системе активного выявления рака, в 14,4 % – с ошибками дифференциальной диагностики ЗНО и в 1,5 % – с дефектами диспансеризации онкологических больных. В 30,3 % случаев причина запущенности была связана с несвоевременным обращением пациентов, в 4,0 % – с отказами от обследования и в 18,2 % – со скрытым и молниеносным течением заболеваний.

Неблагоприятные тенденции показателей, характеризующих качество диагностики злокачественных новообразований, связаны с недостатками в системе противораковых мероприятий, проводимых в ЛПУ области, целью которых является активная диагностика рака и снижение смертности при злокачественных новообразованиях.

Всего в Самарской области в 2013 году на исключение новообразований профилактически осмотрено 2 409 755 жителей, или 782,5 на 1 000 взрослого населения (в 2012 г. – 745,7). При этом активно выявлена 2 091 злокачественная опухоль и 58 тыс. фоновых и предраковых заболеваний. Показатель активной выявляемости рака составил 15,6 % (в 2012 г. – 14,6 %). Наиболее часто активно злокачественные новообразования выявляются при онкоосмотрах врачей-специалистов (59,6 %), в смотровых кабинетах (24,0 %), также при диспансерном наблюдении больных с фоновыми и предраковыми заболеваниями (8,3 %). Выявляемость злокачественных новообразований в ходе проведения скрининговых обследований очень низка. Так, при проведении флюорографического скрининга выявлено всего 67 онкобольных, или 5,6 % от общего числа впервые выявленных ЗНО легких, маммографического – 47 (3,2 % от ЗНО молочной железы), иммуноферментного – 52 (4,9 % от ЗНО предстательной железы), цитологического – 4 (1,2 % от ЗНО шейки матки).

В первичные онкологические кабинеты учреждений здравоохранения области в 2013 году было выполнено 235 598 посещений. Средняя нагрузка врача-онколога составляла 23 чел. в смену. Высокая нагрузка и отсутствие профилактических дней в графике работы большинства онкокабинетов не позволяют их специалистам в полном объеме выполнять весь объем противораковых организационно-методических мероприятий, регламентированных действующими нормативными документами. Кроме того, комплексное обследование у врача-онколога для исключения прогрессии процесса удается ежегодно выполнять только 30 % диспансерных онкобольных.

В соответствии с решениями Коллегии МЗ СО от 13.06.2013 «Анализ и пути совершенствования оказания онкологической помощи населению Самарской области» в 2013 г. и первой половине 2014 года выполнено 38 проверок и 50 рабочих совещаний с руководителями учреждений здравоохранения по разработке организационных решений для устранения выявленных недостатков, на обучающих семинарах и мастер-классах на базе ГБУЗ СОКОД обучено 250 акушерок и фельдшеров, 150 ВОП и 20 врачей-онкологов первичных онкокабинетов. Специалистами отдела профилактики ГБУЗ СОКОД проведено более 850 школ и лекций для пациентов, на которых обучено более 80 тыс. пациентов.

Однако, несмотря на проводимые организационно-методические мероприятия, уровень оказания медицинской помощи онкологическим больным в Самарской области по-прежнему не полностью соответствует современным организационным и клиническим онкологическим стандартам: невысока эффективность работы смотровых кабинетов, связанная с низкой нагрузкой специалистов и недостаточной их подготовкой; очень низка выявляемость злокачественных новообразований при проведении скрининговых флюорографических, маммографических, цитологических и иммуноферментных исследований; низка выявляемость злокачественных опухолей при диспансеризации больных с фоновыми и предраковыми заболеваниями; не выполняется полный алгоритм дифференциальной диагностики соматических заболеваний со злокачественными новообразованиями при обращении пациентов с жалобами; недостаточна подготовка специалистов различных специальностей по онкологии, в том числе паллиативной помощи; имеет место кадровый дефицит и низкая квалификация районных онкологов. Руководители учреждений здравоохранения области недостаточно уделяют внимание вопросам координации и контроля в системе противораковых мероприятий, проводимых в ЛПУ.

С учетом вышеизложенного

КОЛЛЕГИЯ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ:

I. В Самарской области необходимо создать региональную систему профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

1. Департаменту реализации законодательства в сфере здравоохранения (Вдовенко):

1.1. Подготовить изменения в постановление Правительства Самарской области «О межведомственной комиссии по формированию здорового образа жизни населения Самарской области» от 26.11.2008 № 468 в части изменения состава комиссии и дополнения ее функций.

Срок исполнения – до 01.09.2014.

1.2. Совместно с заинтересованными министерствами разработать комплексный межведомственный план мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни на 2015–2016 годы и вынести его на утверждение Правительства Самарской области.

Срок исполнения – до 01.10.2014.

1.3. Совместно с ТФОМС Самарской области проработать механизмы материального стимулирования медицинских работников на проведение работы по профилактике неинфекционных заболеваний.

Срок исполнения – до 01.10.2014.

1.4. Подготовить предложения о внесении изменений в государственную программу Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014–2018 годы» на 2015 год в части оснащения центра медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья в соответствии с разработанным Минздравом России порядком организации профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях.

Срок исполнения – до 15.08.2014.

2. Самарскому областному центру медицинской профилактики (Мальшину):

2.1. Осуществлять методическое руководство и координацию деятельности центров здоровья, в том числе детских и семейных, отделений (кабинетов) медицинской профилактики и кабинетов медицинской помощи при отказе от курения, функционирующих в составе медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и в составе санаторно-курортных организаций.

2.2. Осуществлять реализацию мероприятий государственной программы по формированию у населения здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами инвалидности и смертности населения (совместно с органами власти в области образования, культуры, физической культуры и спорта, другими ведомствами и секторами, а также с общественными и иными заинтересованными организациями).

2.3. Обеспечить разработку, изготовление и тиражирование информационно-просветительных материалов для населения; участие в проведении массовых акций и кампаний по пропаганде здорового образа жизни, а также информирование населения через средства массовой информации на постоянной основе о методах коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и профилактики их осложнений.

2.4. Обеспечить проведение регулярного мониторинга распространенности основных поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей, подростков и взрослого населения.

Срок исполнения – постоянно.

3. Главным врачам медицинских организаций:

3.1. Обеспечить проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития НИЗ и на раннее их выявление, проведение пропаганды ЗОЖ и санитарно-гигиеническое просвещение прикрепленного населения.

Срок исполнения – постоянно.

3.2. Привести штаты и функции отделений (кабинетов) медицинской профилактики в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н:

в медицинской организации (ее структурном подразделении), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, с численностью прикрепленного взрослого населения 20 тыс. человек и более – отделение медицинской профилактики;

в медицинской организации (ее структурном подразделении), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, с численностью прикрепленного взрослого населения менее 20 тыс. человек, а также в медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, в условиях стационара и в санаторно-курортных организациях – кабинет медицинской профилактики;

принять меры по укомплектованию указанных подразделений кадрами медицинских работников.

Срок исполнения – до 01.11.2014.

3.3. Обеспечить исполнение установленных планов диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения Самарской области.

Срок исполнения – в течение 2014 года.

3.4. Обеспечить работу школ здоровья для пациентов с основными хроническими заболеваниями.

3.5. Обеспечить создание бездымной среды на территории всех медицинских организаций и организовать оказание помощи при отказе от курения.

Срок исполнения – постоянно.

4. Главным врачам медицинских организаций, имеющим в структуре центры здоровья:

4.1. Переориентировать работу центров здоровья:

– на проведение мероприятий по коррекции факторов риска НИЗ на индивидуальном и групповом (школы здоровья) уровнях, включая оказание помощи при отказе от потребления табака и алкоголя, по снижению избыточной массы тела, организации рационального питания, коррекции дислипидемии и гипергликемии, оптимизации физической активности;

– на участие в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения (проведение углубленного индивидуального профилактического консультирования и группового профилактического консультирования (школ для пациентов);

– на диспансерное (динамическое) наблюдение за пациентами группы высокого риска развития хронических неинфекционных заболеваний, обучение пациентов эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей.

5. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области (Мокшину):

5.1. Рассчитать тарифы на оплату профилактических услуг, в том числе на проведение углубленного профилактического консультирования, отдельных услуг центров здоровья, а также школ здоровья.

Срок исполнения – до 01.10.2014.

5.2. Рассмотреть возможность разработки тарифа на диспансерное наблюдение пациентов с факторами риска в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья.

Срок исполнения – до 01.10.32014.

6. Самарскому областному центру повышения квалификации специалистов здравоохранения (Капрусынко):

6.1. Разработать учебную программу повышения квалификации средних медицинских работников по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Срок исполнения – до 15.09.2014

II.

1. Руководителям органов и учреждений здравоохранения:

1.1. В соответствии с приказом министерства здравоохранения Самарской области от 15.05.2014 № 684 «О дальнейшем совершенствовании организации медицинской помощи по профилю “онкология” взрослому населению в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области» разработать приказы по учреждению и планы мероприятий по профилактике и раннему выявлению больных со злокачественными новообразованиями.

Срок исполнения – до 01.09.2014.

1.2. Взять под личный контроль эффективность выполнения мероприятий в системе активного выявления рака;

1.3. Организовать ежегодный мониторинг состояния диспансерных онкобольных и различные оперативные мероприятия по поддержанию в актуальном состоянии базы данных диспансерного контингента онкологических больных.

1.4. Привести штатное расписание первичных онкокабинетов в соответствие с действующими нормативными документами; организовать прием сертифицированного специалиста-онколога, координирующего маршрутизацию пациентов с подозрением на ЗНО.

Срок исполнения – до 31.12.2014.

2. Главным врачам межмуниципальных центров в соответствии с зонами ответственности осуществлять на своей базе уточняющую и дифференциальную диагностику ЗНО и их рецидивов по алгоритмам, регламентированным приказом министерства здравоохранения Самарской области от 15.05.2014 № 684.

3. Главному врачу ГБУЗ СО «Сызранская ЦГБ» Казымовой Е. В. разработать алгоритмы взаимодействия учреждений здравоохранения г. о. Сызрань при уточняющей диагностике ЗНО и диспансеризации онкобольных, централизовав потоки больных в онкополиклинике ЦГБ.

4. Главному внештатному специалисту министерства по клинической лабораторной диагностике Красновой Н. Н.:

внедрить в алгоритм цитологического скрининга рака шейки матки метод жидкостной цитологии и ВПЧ-тестирования;

внедрить в программу первого этапа диспансеризации взрослого населения иммунохроматографический метод выявления скрытой крови в образцах кала для раннего выявления колоректального рака.

Срок исполнения – до 31.12.2014.

5. Главному внештатному специалисту по рентгенологии Юдину А. Е.:

5.1. Организовать обучение врачей-рентгенологов и рентген-лаборантов по маммографии;

5.2. Регулярно изучать причины пропуска рака легкого, имеющие место в ходе флюорографического скрининга, и проводить мероприятия по совершенствованию его онкологического компонента.

Срок исполнения – до 31.12.2014.

6. Главному врачу ГБУЗ СОКОД Орлову А. Е.:

6.1. Информировать руководителей органов и учреждений здравоохранения о результатах ежеквартального мониторинга показателей качества диагностики рака и диспансеризации онкологических больных в регионах;

6.2. Проводить систематическое обучение районных онкологов, врачей различных специальностей, медицинских сестер онкологических кабинетов и специалистов смотровых кабинетов.

Срок исполнения – постоянно.

6.3. Разработать порядок оказания медицинской помощи онкологическим больным 4-й кл. гр. в учреждениях здравоохранения Самарской области.

Срок исполнения – до 30.09.2014.

6.4. Продолжать мероприятия по сокращению сроков периода уточняющей диагностики в поликлинике ГБУЗ СОКОД;

6.5. Проводить мероприятия по внедрению новых методов диагностики и лечения злокачественных новообразований различных локализаций, в том числе таргетную терапию по показаниям;

6.6. Проводить организационные мероприятия, направленные на повышение качества специального лечения онкологических больных.

7. Опубликовать решение коллегии на сайте министерства.

8. Контроль исполнения решения коллегии оставляю за собой.


Председатель коллегии

врио министра здравоохранения Самарской области

Г. Н. Гридасов

Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области