Противодействие коррупции
Полезное

Решение коллегии Министерства здравоохранения Самарской области «О реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»

Документ от 15.09.20065

Одним из важных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» является дополнительная диспансеризация населения.

В Самарской области дополнительная диспансеризация работающих в бюджетной сфере в возрасте 35 – 55 лет начата в мае 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 868 «О порядке предоставления в 2006 г. из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры физической культуры и спорта и в научно - исследовательских учреждениях».

По итогам проведенной в мае – августе дополнительной диспансеризации (далее – ДД) можно сделать следующие выводы.

При подготовке ДД п роведен анализ необходимого количества узких специалистов и диагностического оборудования для выполнения стандарта диспансеризации, организована работа кабинетов профилактики. Стандарты ДД соблюдаются. В результате ДД работники бюджетной сферы распределены на группы по состоянию здоровья; разработаны индивидуальные программы их дальнейшей диспансеризации. Отмечен рост выявляемости заболеваний. Участие в реализации ДД привело к росту средней заработной платы узких специалистов до 10 – 12 тыс. руб.

За 4 месяца ДД охвачено в полном объеме 44,7% (35670 чел.) от общего числа работающих в бюджетной сфере в возрасте 35-55 лет и подлежащих ДД по плану на 2006 год (80 940 чел.).

В городах: Жигулевск – 73%, Новокуйбышевск – 71%, Чапаевск – 66%, Сызрань – 58%, Самара – 37%, Тольятти – 24%.

В сельских районах: Алексеевском районе - 96%, Ставропольском – 86%, Большечерниговском – 64%, Камышлинском – 18%, Красноармейском – 33%, Борском и Волжском районах – 36%, Клявлинском – 44%. В Большеглушицком районе ДД завершена.

Кроме того, осмотрены не всеми необходимыми врачами-специалистами еще 15 128 чел. работников бюджетной сферы.

При проведении ДД у 10481 больных выявлено 19 957 заболеваний, из них на поздней стадии 280.

Выявленные заболевания распределены следующим образом:

первое место занимают болезни эндокринной системы 4687 (23%), 53 случая на поздней стадии, в т.ч. 244 случая сахарного диабета, из них 9 случаев на поздней стадии;

второе место - болезни системы кровообращения 3563 случая (17%), 118 случаев на поздней стадии;

третье место - болезни мочеполовой системы 2567 (12%), 20 случаев на поздней стадии;

четвертое место - болезни костно-мышечной системы 2318 (11%).

Из общего числа работающих в бюджетной сфере и прошедших ДД:

1. госпитализировано в стационары области 159 человек (0,44%);

2. взято под диспансерное наблюдение 5533 человек (15,5%);

3. нуждаются в санаторно-курортном лечении 6913 человек (19,4%).

Кроме того, работники распределены по группам здоровья:

1 группа (практически здоровые) – 14%;

2 группа (имеющие риск развития заболеваний) – 16%;

3 группа (нуждающиеся в дополнительном обследовании, лечении в амбулаторно-поликлинических условиях) - 66,3%;

4 группа (нуждающиеся в дополнительном обследовании, лечении в стационарах) – 3,7%;

5 группа (нуждающиеся в дорогостоящих видах медицинской помощи) – 0,05%.

Однако в организации ДД необходимо отметить следующие недостатки:

- не во всех районах открыты кабинеты профилактики (Алексеевский, Сызранский, Елховский, Клявлинский, Камышлинский, Приволжский и др.),

- в ряде районов и городов (Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызранский район) заводятся отдельные «Медицинские карты амбулаторных больных», что приводит к пропуску ранее диагностированных заболеваний и неправильному определению группы здоровья пациента;

1. диагнозы выявленных заболеваний не выносятся в «Лист уточненных диагнозов»;

2. в картах диспансеризации по форме №131/у-ДД узкими специалистами не заполняется графа группы здоровья;

3. краткие записи в «Медицинских картах амбулаторного больного»;

4. анализы крови проводятся без лейкоформулы;

5. не всегда даются рекомендации по дальнейшему ведению пациента;

6. недостоверность данных при распределении контингентов на группы по состоянию здоровья (Хворостянский, Красноярский районы, города - Тольятти, Октябрьск);

- низкое качество оформления счетов, вследствие чего остались неоплаченными 8230 счетов (23%) Б-Черниговского, Кошкинского, Пестравского, Клявлинского районов и ГП № 2 городского округа Тольятти и др. ЛПУ.

Специалистами ТФОМС Самарской области была проведена медико-экономическая экспертиза счетов за ДД (проведенную в ЛПУ в период с мая по июль 2006 г.), представленными на оплату медицинскими учреждениями, по бумажным носителям и в автоматизированном режиме. Из общего массива счетов за ДД в августе 2006 г. принято к оплате 55% счетов.

На этапе компьютерной обработки в автоматизированном режиме и при медико-экономической экспертизе отказано в оплате по счетам за диспансеризацию 4 255 человек (44,7 %). За отчетный период в ТФОМС Самарской области поступило счетов на сумму 18,812 млн. руб., перечислено в ЛПУ 13,720 млн. руб.

Не было замечаний по счетам, представленными: СОКБ им. М.И. Калинина, МСЧ № 12, МСЧ № 14, ГБ № 7 г. Самары, Самарским областным клиническим госпиталем для ветеранов войн, ГБ № 1, ГБ № 3 г. Сызрани, городскими поликлиниками №№ 1, 3 г. Тольятти, Хворостянской и Шигонской ЦРБ.

Основные причины отказа в оплате счетов:

1. Отсутствие СНИЛС в счетах.

2. Отсутствие пациента в базе застрахованных в системе ОМС.

3. Технические ошибки ЛПУ при заполнении счетов.

Низкое качество оформления счетов в Б.Черниговской, Кошкинской, Пестравской, Клявлинской ЦРБ, ГП № 2 Тольятти.

С августа 2006 г. в медицинских учреждениях области проводятся дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 869 «О финансировании в 2006 г. дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Заключены 78 договоров между ЛПУ, имеющими лицензии на проведение предварительных и периодических медосмотров, и Самарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (далее - СРО ФСС РФ).

В начале 2006 г. было запланировано охватить осмотрами 116,0 тыс. чел., в настоящее время заключены договора на проведение осмотров 80 566 чел. На 15 сентября осмотром охвачено 4483 чел. (3,9%). Только в 9 из 27 сельских районов проводятся осмотры.

Все осмотренные граждане распределены на группы по состоянию здоровья (на 1 сентября): 1 группа – 35,3%, 2 – 16,0%, 3-я – 47,0%, 4 – 1,6%, 5 – нет. Взято под диспансерное наблюдение 22,8%, нуждается в санаторно-курортном лечении – 17% граждан.

Для обеспечения реализации данного направления министерство здравоохранения Самарской области совместно с СРО ФСС РФ предприняло ряд мер: вопрос заслушан на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, направлены обращения в адрес союза работодателей, Федерации профсоюзов, руководителей крупных предприятий. Систематически ход работы освещается в средствах массовой информации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 874 «Об утверждении правил предоставления в 2006 г. субсидий на дополнительную оплату амбулаторно - поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования» за оказание первичной медико-санитарной помощи неработающим пенсионерам медицинские учреждения области получают дополнительно 25% стоимости услуг. С января по июль 2006 г. неработающим пенсионерам оказано 3 846 026 услуг.

Финансирование из средств ТФОМС расходов на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется в установленном порядке через страховые медицинские организации. ТФОМС рассчитывает и осуществляет дополнительную оплату в размере 25% от суммы фактически оплаченных счетов. По состоянию на 15.09.2006г. ТФОМС перечислил в ЛПУ 79 млн. 621 тыс. рублей.

Порядок расходования средств, поступивших в ЛПУ на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам, определен распоряжением Министерства здравоохранения Самарской области от 25.07.2006г. № 589р «О порядке расходования средств, полученных учреждениями здравоохранения Самарской области за проведение дополнительной диспансеризации граждан в возрасте 35 – 55 лет, работающих в бюджетной сфере, и амбулаторно - поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам».

Сумма средств, израсходованных в ЛПУ на оплату труда медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена, приобретение медикаментов и мягкого инвентаря, по состоянию на 15.09.2006г. составляет 38 млн. 033 тыс. руб. Сумма неизрасходованных средств, оставшихся на счетах в ЛПУ, составляет 41 569 тыс. руб.

В ряде ЛПУ дополнительные средства практически не использованы: Кошкинская и Клявлинская ЦРБ, ГП № 2 г. Тольятти, стоматологическая поликлиника № 2 г. Тольятти, городские больницы № 6, 8 г. Самара.

В тоже время, такие ЛПУ, как Хворостянская ЦРБ, ГКБ № 5 г.Тольятти, ГП № 4 г. Самара, дорожная клиническая больница ст. Самара ОАО РЖД, израсходовали поступившие средства полностью.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005г. № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 г. учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» за оказание дополнительной медицинской помощи ТФОМС получено и в полном объеме направлено на счета амбулаторно-поликлинических учреждений области 239,9 млн. руб. (по состоянию на 15.09.2006г.). ТФОМС Самарской области осуществляет постоянный контроль расходования данных средств.

В соответствии с соглашением между ТФОМС и ЛПУ 10 число следующего месяца – это срок возврата лечебными учреждениями средств, неиспользованных на дополнительную оплату участковым врачам и их медицинским сестрам.

Необходимо отметить тенденцию к снижению числа ЛПУ, нарушающих служебную и финансовую дисциплину. Тем не менее, имеются факты задержек в перечислении средств на счет фонда от 3 до 5 дней и практически ежемесячно. В июле только 7 ЛПУ задержали возврат, в т.ч. Большеглушицкая ЦРБ перечислила 87,1 тыс. руб. с опозданием 5 дней, Похвистневская ЦРБ ГР – 185,6 тыс. руб. на 4 дня, городская больница № 10 Самары – 238,7 тыс. руб. на 5 дней. В августе 5 ЛПУ нарушили сроки возврата средств на общую сумму 321,7 тыс. руб.

Факты нарушения сроков возврата средств от ЛПУ были выявлены в ходе проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово – бюджетного надзора.

Ситуация с выплатой и начислением отпускных различна по своему содержанию. С одной стороны, прослеживается положительная динамика с начислением и выплатой отпускных; так начисливших отпускные по состоянию на 11.09.06г. – 46 ЛПУ. Сумма оплаченных отпускных 8,0 млн. руб. В ряде медицинских учреждений начисления и выплата отпускных проведены в полном объеме на общую сумму 5 592,3 тыс. руб. (Кошкинская, Красноармейская, Красноярская, Сергиевская ЦРБ, Чапаевская ЦГБ и др.).

С другой стороны, имеются 14 ЛПУ, где начисление отпускных даже не производилось, это лечебные учреждения городского округа Самара и ЦРБ Волжского района. И это несмотря на то, что еще в июле Координационным Советом министерства было принято решение (от 06.06.2006, протокол № 7) о выплате отпускных участковым врачам за счет средств ОМС.

Кроме того, по результатам проверок ТФОМС установлены факты не целевого использования средств федерального бюджета. Так Клявлинская ЦРБ, Жигулевская ЦГБ и Тольяттинская городская поликлиника № 5 истратили на оплату отпускных участковым врачам и их медицинским сестрам в общей сложности 535,9 тыс. руб. федеральных средств. Руководители данных учреждений должны восстановить федеральные средства.

Увеличение расходов на оплату труда стало предпосылкой к изменению нормативов Тарифного соглашения в части финансирования фонда оплаты труда (включены дополнительные расходы учреждений на выплату отпускных участковым врачам и их медицинским сестрам).

Из средств ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – СРО ФСС РФ) предусмотрено финансирование расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной им.

В целях исполнения совместного приказа ТФОМС Самарской области и СРО ФСС РФ от 05.05.2006 № 53/102, а также в соответствии с Порядком обмена информацией между отделением пенсионного фонда РФ по Самарской области (далее – отделение ПФР) и ТФОМС Самарской области проведена работа по выверке базы данных работающих граждан и граждан, застрахованных в системе ОМС.

В настоящее время из 1 млн. 497 тыс. работающих граждан, застрахованных в системе ОМС, отделением пенсионного фонда идентифицировано 1 млн. 300 тыс. человек. Это достаточно высокий показатель качества ведения базы данных и свидетельство конструктивного взаимодействия ТФОМС с отделением ПФР и страховыми медицинскими организациями.

В результате в ЛПУ поступило дополнительно к средствам ОМС 55 млн. рублей из бюджета СРО ФСС РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г. № 876 данные средства должны быть использованы на оплату труда медицинских работников, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (за исключением участковых врачей, врачей общей практики и их медицинских сестер).

С 1 октября 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 876 от 31.12.05г начнется диспансеризация работающего населения.

Распоряжением министра здравоохранения Самарской области от 11.09.2006 № 722р определен порядок проведения ДД работающих граждан.

В настоящее время идет подготовительная работа: согласование порядка взаимодействия министерства здравоохранения Самарской области, ЛПУ, ТФОМС, СРО ФСС РФ.

Таким образом, по ходу реализации национального проекта «Здоровье» в Самарской области возникают серьезные проблемы, препятствующие должному выполнению поставленных задач:

1.Отсутствие должного исполнения ПНП «Здоровье» со стороны работодателей, которые не заключают договора с ЛПУ, не направляют на дополнительные медицинские осмотры работающих во вредных и (или) опасных условиях труда.

2. Недостаток кадров врачей: урологи есть только в 6, эндокринологи – в 8 сельских районах.

3. В течение длительного времени согласовывались условия договоров между ЛПУ и СРО ФСС РФ.

4. Не во всех ЛПУ проводится начисление отпускных участковым врачам и их медицинским сестрам с учетом доплат за оказание дополнительной медицинской помощи.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения:

1.1. Усилить ответственность главных врачей за проведение всех видов диспансеризации.

Срок исполнения – постоянно.

1.2. Обеспечить начисление и выплаты отпускных участковым врачам и их медицинским сестрам с учетом доплат за оказание дополнительной медицинской помощи за счет средств ОМС.

Срок исполнения – 10 октября 2006 г.

1.3. Принять к исполнению Решение Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 16.08.2006.

Срок исполнения – постоянно.

1.4. Обратиться за содействием в проведении всех видов дополнительной диспансеризации к главам органов местного самоуправления, к руководителям предприятий и профсоюзных организаций.

Срок исполнения - до 1 октября 2006 г.

1.5. Принять меры (согласование объемов и графиков ДД; заключение договоров с ТФОМС и СРО ФСС РФ; оптимизация работы специалистов, заключение договоров с другими ЛПУ) для своевременного и в полном объеме начала дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Срок исполнения – сентябрь 2006 г.

1.6. Принять безотлагательные меры для своевременного оформления лицензий на медицинскую деятельность.

Срок исполнения - постоянно.

2. Заместителю министра В.В. Павлову заслушать на заседаниях «ресурсной» комиссии главных врачей ЛПУ, которые не выполняют планов дополнительной диспансеризации населения, нарушают стандарты обследования.

Срок исполнения - октябрь 2006 г.

3. Заместителю министра – руководителю проекта М.Ю. Антимоновой:

3.1. Подготовить для глав администраций муниципальных образований Перечень вопросов (показателей) для оценки деятельности ЛПУ по реализации ПНП «Здоровье».

Срок исполнения – до 1 октября 2006 г.

3.2. Проводить еженедельный мониторинг реализации дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров.

Срок исполнения - постоянно.

3.3. Совместно с ТФОМС (Хуторской М.А.) и СРО ФСС РФ (Гапоненко М.Д.) проработать механизм взаимодействия ЛПУ, ТФОМС и СРО ФСС РФ при проведении ДД работающих и довести его до сведения ЛПУ.

Срок исполнения - до 1 октября 2006 г.

3.4. Подготовить повторно письма в адрес руководителей Самарского союза работодателей, Самарской Федерации профсоюзов, прокуратуры Самарской области об оказании содействия в проведении дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Срок исполнения - до 10 октября 2006 г.

4. Рекомендовать Самарскому государственному медицинскому университету (Котельникову Г.П.) создать группу быстрого реагирования из специалистов, необходимых для выполнения стандарта диспансеризации.

Срок исполнения - до 1 октября 2006 г.

5. Рекомендовать исполнительному директору ТФОМС М.А. Хуторскому:

5.1. Осуществлять мониторинг и контроль целевого использования денежных средств ЛПУ в рамках ПНП «Здоровье».

Срок исполнения - постоянно.

5.2. Довести до сведения руководителей органов управления и учреждений здравоохранения дополнение к тарифному соглашению по вопросам начисления и выплат отпускных участковым врачам и их медицинским сестрам.

Срок исполнения - до 1 октября 2006 г.

5.3. Подготовить предложения о механизме возмещения расходов ЛПУ, связанных с выплатой отпускных медицинским работникам участковой службы.

Срок исполнения - до 10 октября 2006 г.

5.4. Проводить анализ результатов медико-экономической экспертизы счетов за проведенную ДД, за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь неработающим пенсионерам.

Срок исполнения - ежемесячно.

6. Контроль за исполнением решения коллегии оставляю за собой.

Председатель коллегии,

министр здравоохранения

Г.И.Гусарова


Сканированная копия документа:
Приложения:
Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области