Противодействие коррупции
Полезное

Решение коллегии министерства здравоохранения Самарской области от 27.09.2013, протокол № 4

Документ от 27.09.2013

Заслушав и обсудив доклад руководителя управления организации и реа­лизации программ развития отрасли здравоохранения Л. А. Атылиной «Акту­альные вопросы диспансеризации взрослого населения» и руководителя управ­ления организации медицинской помощи женщинам и детям В. А. Пономарева «Младенческая смертность в Самарской области: состояние, проблемы, акту­альные задачи по снижению»,

КОЛЛЕГИЯ ОТМЕЧАЕТ:

по первому вопросу:

в Самарской области в соответствии с федеральными нормативными до­кументами проводится диспансеризация определенных групп взрослого насе­ления. Министерством совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и областным центром медицинской профилактики была проведена подготовительная работа: проведены совещания с организато­рами здравоохранения, областной приказ по диспансеризации взрослого насе­ления утвержден практически одновременно со вступлением в силу федераль­ного, неоднократно вопросы по организации диспансеризации поднимались на днях начмедов, рабочих совещаниях, в т. ч. в форме видеоселекторной конфе­ренции. В начале сентября по требованию Минздрава России первоначальный план был скорректирован в сторону увеличения в 2,3 раза и составляет 463 000 человек из числа определенных возрастных групп взрослого населения. Однако до настоящего времени организация работы по диспансеризации далека от оп­тимальной. До настоящего времени не получили лицензии на проведение профилактической работы ГБУЗ СО «Борская ЦРБ» и «Приволжская ЦРБ». По оперативным данным осмотрено 34 % от подлежащих. Более 45 % от скорректированного плана выполнили следующие организации: ГБОУ ВПО «СамГМУ» (58,5 %), Кинель-Черкасского (54,1 %), Красноярского (49,9 %), Исаклинского (47,1 %), Камышлинского (46,5 %) районов; ГП № 1 г. Тольятти (50,4 %), ГП № 10 г. Самары (47,5 %). В то же время менее 20 % осмотрено в ЦРБ Елховского (12,4 %), Сызранского (15,1 %), Большечерниговского (17,6 %) районов; Сызранской (14,2 % и Октябрьской (19,7 %) ЦГБ, Сызранской ГП (14,2 %), ГП № 2 г. Тольятти (19,5 %), ГБ № 7 г. Самары (17,9 %), ГБ № 10 г. Самары (18,6 %). Плохо идет работа по представлению счетов к оплате. Мини­мальное исполнение по принятым к оплате счетам (менее 5 %) – ГП № 2 г. Тольятти (0,7 %), Приволжская ЦРБ (0,9 %), Чапаевская ЦГБ (1,9 %), Шигонская ЦРБ (2,0 %), ГП № 4 г. Тольятти (3,1 %), Безенчукская ЦРБ (4,8 %).

По второму вопросу:

за 7 месяцев 2013 г. в Самарской области произошло повышение пока­зателя младенческой смертности с 6,4 ‰ до 8,6 ‰ (на 34,4 %) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В Российской Федерации показатель за 7 месяцев 2013 г. составил 8,3‰, в ПФО – 7,7 ‰.

Рост младенческой смертности в области обусловлен увеличением мла­денческой смертности в г. о. Самара с 3,6 ‰ до 8,4 ‰. При этом в отдельных районах г. о. Самара показатель младенческой смертности превышает област­ной в 1,3–1,6 раза (Красноглинский (14 ‰), Железнодорожный (12,2 ‰), Куй­бышевский (11,5 ‰) районы).

Повышение младенческой смертности произошло в г. о. Отрадный (11,5 ‰), г. о. Жигулевск (11,9 ‰), г. о. Новокуйбышевск (9,2 ‰) и на ряде сельских территорий (Похвистневский, Кинельский, Кинель-Черкасский, Большечерниговский, Борский, Елховский, Клявлинский, Кошкинский, Красноярский, Сергиевский районы).

Несмотря на то, что в течение последнего пятилетия Самарская область была лидером в выхаживании детей, родившихся с экстремально низкой и низ­кой массой тела, внедрении инновационных методов лечения (введении сурфактанта детям с респираторным дистресс-синдромом, современной вентиляционной терапии, использовании пентаглобина при сепсисе новорожденных), основной причиной роста младенческой смертности в области является увели­чение доли детей, родившихся недоношенными, которые составили 53 % среди всех умерших детей в возрасте до одного года (дети с экстремально низ­кой массой тела составили 23,7 %).

Следует отметить, что в регионе планомерно осуществлялась подготовка к переходу на критерии живорождения ВОЗ. С 2008 года министерством регла­ментированы клинические протоколы оказания медицинской помощи беремен­ным и роженицам при преждевременных родах, введения искусственного сур-фактанта недоношенным новорожденным. В соответствии с требованиями фе­деральных порядков оказания медицинской помощи по профилям «акушерство и гинекология» и «неонатология» отработаны схемы маршрутизации беремен­ных женщин, рожениц и новорожденных детей. Создана система межмуници­пальных перинатальных центров. За период 2011–2012 г. произошла сущест­венная модернизация материально-технического состояния учреждений родо­вспоможения и детства. На капитальный ремонт помещений службы родовспо­можения и детства направлено 29,4 % всех средств региональной программы модернизации здравоохранения.

В структуре младенческой смертности в 2013 году произошло значи­тельное повышение смертности от отдельных состояний, возникающих в пе­ринатальном периоде, с 37,7 до 56,5 на 10 000 родившихся живыми (в 1,5 раза), врожденных аномалий развития с 14,2 до 16,4 на 10 000 родившихся живыми (на 15,5 %), а также внешних причин смерти с 1,4 до 3,5 на 10 000 родив­шихся живыми (в 2,5 раза).

Среди причин смерти от отдельных состояний, возникающих в перина­тальном периоде, лидируют инфекции, возникающие в перинатальном пе­риоде – 39 %; внутрижелудочковые кровоизлияния – 10,1 %; РДС – 10,1 %. Как следствие, отмечается высокий уровень ранней неонатальной смертности – 4,0 ‰ (2012 –2,6 ‰).

Несмотря на то, что на базе ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. М. И. Калинина» работает реанимационно-консультативный центр, осуществляющий дистанционное наблюдение за тяжелобольными детьми, под­готовку их к транспортировке на этап специализированной медицинской по­мощи, увеличение количества выездов к новорожденным детям за 7 мес. 2013 года с 224 до 271, случаи РНС в 14 % произошли в родильных отделениях I группы, в 51 % – II группы, в 35 % – III группы.

Проводимый специалистами министерства систематический перинаталь­ный аудит случаев рождения детей с аномалиями развития выявил следующие дефекты в оказании медицинской помощи, приведшие к смерти младенцев:

– пропуск патологии врачами ультразвуковой диагностики –53 % случаев (Самарский диагностический центр – пропуск 4 случаев, Кинель-Черкасская ЦРБ и Сызранская ЦГБ, Тольяттинская городская больница № 2 им. В. В. Баныкина – по 2 случая, Кинельская ЦБ города и района, Большечерниговская ЦРБ, СОККД, Похвистневская ЦБ города и района, Самарская ГП № 10 Советского района, Сергиевская ЦРБ, Самарская МСЧ № 2 Промышленного района, Самарская городская больница № 8, Чапаевская ЦГБ – пропуск по 1 одному случаю ВПР);

– отказы беременных женщин от прерывания беременности при своевременно диагностированных летальных пороках – 17 % (Новокубышевская ЦГБ, Тольяттинская ГКП № 3, Сызранская ЦРБ, Кинельская ЦБ города и района, Жи­гулевская ЦГБ, Борская ЦРБ);

– нарушение регионального алгоритма сроков проведения и этапности пренатальной диагностики – 20 % (Сергиевская ЦРБ, Кинель-Черкасская ЦРБ – 2случая, Красноярская ЦРБ, Самарская ГП № 13);

– недостаточная работа АТПК по диспансеризации женщин фертильного возраста – поздняя постановка на дородовый учет или отсутствие антенатального диспансерного наблюдения женщин – 14 % (Новокубышевская ЦГБ, Кинель-Черкасская ЦРБ, Тольяттинская ГП № 2, Тольяттинская ГКП № 3 – 2 случая).

Следует признать недостаточно эффективной работу перинатального консилиума СОККД, где 57 % беременных женщин отказываются от прерыва­ния беременности при летальном пороке, что в последующем ведет к случаям младенческой смертности. Кроме того, врожденные пороки сердца как причина смерти детей первого года от врожденных аномалий занимают лидирующую позицию – 54 % среди всех летальных пороков в области.

Проверки специалистов министерства здравоохранения Самарской об­ласти показали, что АТПК не решают основную задачу – прогнозирование бла­гоприятного исхода беременности. В большинстве районов с высоким уровнем младенческой смертности отсутствует эффективная работа акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов. Необходим мониторинг бере­менных и новорожденных группы высокого риска, систематический аудит случаев младенческой смертности со стороны каждого главного врача.

Случаи смертности детей на дому от управляемых и внешних причин свидетельствуют об отсутствии взаимодействия лечебно-профилактических учреждений со службой социальной помощи семье.

С учетом вышеизложенного

КОЛЛЕГИЯ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ:

по первому вопросу:

1. Руководителю департамента реализации законодательства в сфере здравоохранения Вдовенко С. А.:

1.1. Организовать проведение мониторинга диспансеризации дважды в неделю.

Срок – с 01.10.2013

1.2. Совместно с ТФОМС определить индивидуальные недельные пла­ны для каждого ЛПУ по проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Срок – до 04.10.2013

1.3. Проводить регулярные заслушивания территорий по выполнению плана диспансеризации.

1.4. Подготовить предложения по премированию руководителей подве­домственных ЛПУ за III квартал в зависимости от выполнения плана диспансе­ризации.

Срок – до 10.10.2013

2. Руководителям медицинских организаций, участвующих в диспансери­зации определенных групп взрослого населения:

2.1. Принять исчерпывающие меры для выполнения плана диспансериза­ции в подведомственных учреждениях.

2.2. Завершить проведение первого этапа диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Срок – до 01.12.2013

2.3. Завершить проведение второго этапа диспансеризации и представление счетов к оплате за первый этап до 25.12.2013.

По второму вопросу:

1. Главным врачам ЛПУ:

1.1. Провести анализ дефектов в оказании медицинской помощи детям, принять меры по их устранению, разработать комплексный план снижения младенческой смертности, информацию предоставить в управление организации медицинской помощи женщинам и детям.

Срок – 15.10.2013

1.2. Обеспечить в родильных отделениях неснижаемый запас (не менее двух доз) искусственного сурфактанта.

Срок – постоянно

1.3. Разработать План межведомственного взаимодействия со службой семьи, включающий работу с беременными женщинами из маргинальных слоев населения, с семьями в трудной жизненной ситуации, с целью своевременного выявления случаев жестокого и пренебрежительного отношения к детям, профилактики смертности детей от управляемых причин.

Срок – 15.10.2013

1.4. Обеспечить реализацию приказа министерства здравоохранения Самарской области от 25.07.2013 № 969 «О мерах по снижению младенческой смертности в Самарской области».

Срок – постоянно

1.5. Провести обучение медицинского персонала родильных отделений принципам первичной реанимации новорожденных (ЛПУ сельских районов и малых городов – в Школе первичной реанимации новорожденных).

Срок – до 31.12.2013

2. Главному врачу ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. М. И. Калинина» (Купцову):

2.1. Обеспечить мониторинг оказания медицинской помощи беремен­ным и новорожденным группы высокого риска кураторами лечебно-профилактических учреждений.

Срок – постоянно

2.2. Обеспечить своевременную транспортировку на этап специализированной медицинской помощи новорожденных, нуждающихся в реанимационной и интенсивной терапии из акушерских стационаров I и II группы.

2.3. Взять под личный контроль работу перинатального консилиума, обеспечить эффективное медико-психологическое консультирование бере­менных с летальными пороками развития плода.

Срок – постоянно

2.4. Возобновить работу Школы первичной реанимации новорожденных.

Срок с 01.10.2013

3. Главному врачу ГБУЗ «Самарский областной клинический кар­диологический диспансер» (Хохлунову):

3.1. Взять под личный контроль работу перинатального консилиума, обеспечить эффективное медико-психологическое консультирование беременных с летальными пороками развития плода.

Срок – постоянно

3.2. Информацию о результатах работы перинатального консилиума предоставлять в управление организации медицинской помощи женщинам и детям.

Срок – ежеквартально

4. Руководителям управлений министерства здравоохранения Самарской области оказания медицинской помощи женщинам и детям (Пономареву) и оказания медицинской помощи взрослому населению (Сиротко) осуще­ствлять мониторинг эффективности работы АТИК в ЛПУ с высоким уровнем младенческой смерт-ности.

Срок – постоянно

5. Руководителю управления оказания медицинской помощи жен­щинам и детям (Пономареву) обеспечить:

5.1. Проведение мониторинга состояния младенческой смертности.

Срок – постоянно

5.2. Ежемесячное проведение областной комиссии по контролю за со­стоянием младенческой смертности для своевременного устранения дефектов в оказании медицинской помощи женщинам и детям и повышения эффективно­сти организационных мер.

5.3. Подготовить предложения по оптимизации оказания медицинской помощи во время беременности и родов в Кинель-Черкасской ЦРБ и ЦГБ От­радного.

Срок – до 01.11.2013

6. Руководителю контрольно-ревизионного управления (Валеевой) провести проверку использования средств родовых сертификатов в ЛПУ с высоким уровнем младенческой смертности.

Срок – 14.10.2013

7. Главному внештатному специалисту-неонатологу министерства провести аудит оказания медицинской помощи новорожденным в ЛПУ с высоким уровнем летальности новорожденных.

Срок – до 01.11.2013

8. Опубликовать решение коллегии на сайте министерства.

9. Контроль исполнения решения коллегии оставляю за собой.


Председатель коллегии –
министр здравоохранения
Самарской области
Г. Н. Гридасов

Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области