Противодействие коррупции
Полезное

Решение коллегии министерства здравоохранения Самарской области от 13.06.2013 «Анализ и пути совершенствования оказания онкологической помощи населению Самарской области»

Документ от 13.06.2013

Заслушав и обсудив информацию о состоянии организации онкологической помощи, КОЛЛЕГИЯ ОТМЕЧАЕТ следующее.

За последние годы в Самарской области зарегистрирован рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них. В 2012 году больше, чем в 2011 году впервые выявлено на 1,2 % больше больных со злокачественными новообразованиями (далее – ЗНО), заболеваемость на 1,5 % выше, смертность возросла на 0,9 %. За последние 5 лет среднегодовой прирост заболеваемости раком составил 2,0 %, смертности – 1,5%.

Ежегодно от рака в Самарской области умирает более 6 тыс. пациентов, 30 % из них в трудоспособном возрасте. Смертность от злокачественных новообразований возросла с 209,6 в 2011 г. до 211,4 в 2012 г. на 100 тыс. населения. Самые высокие показатели смертности зарегистрированы в гг. Сызрань (248,5), Новокуйбышевск (225,4), Самара (207,1), а также в Елховском (260,1), Похвистневском (237,4), Богатовском (234,9), Большечерниговском (231,3), Безенчукском (226,2) районах. Основными причинами смертности являются злокачественные новообразования легкого (18,1 %), толстой кишки (13,6 %), желудка (10,2 %) и молочной железы (8,9 %). Больные трудоспособного возрас­та чаще всего умирают от рака легкого и рака молочной железы.

Показатель онкозаболеваемости в 2012 году составил 446,6 на 100 тыс. населения. Наиболее высокие уровни заболеваемости зарегистрированы в гг. Чапаевск (508,2), Самара (487,9), Сызрань (462,5), Тольятти (453,9), Новокуйбышевск (439,1), а также в Алексеевском (549,1), Елховском (520,2), Богатов­ском (488,8), Борском (446,1), Безенчукском (438,2) районах.

В структуре общей онкологической заболеваемости ранговые места занимают злокачественные новообразования: кожи (17,8 %), молочной железы (10,6 %), легких (9,1 %), предстательной железы (7,2 %) и ободочной кишки (6,4 %). Доля новообразований наружных локализаций составила 40,9%.

За последние 5 лет доля больных, выявленных в запущенной стадии процесса, снизилась с 17,9 % в 2008 г. до 17,5 % в 2012 г., при раке наружных локализаций – с 19,5 % до 18,6 % соответственно. Самые высокие показатели запущенности при визуальных локализациях рака зарегистрированы в гг. Октябрьск (38,1 %), Чапаевск (23,1 %), Жигулевск (21,0 %), а также в Исаклинском (40,0 %), Приволжском (30,6 %), и Нефтегорском (30,2 %) районах.

Удельный вес запущенных форм рака полости рта и глотки составил 60,8 %, вульвы – 42,9 %, яичка – 37,1 %, желудка – 36,1 %, прямой кишки – 32,0 %, молочной железы – 29,4 %, легкого – 26,8 %, шейки матки – 24,5 %, почки – 24,4 %), щитовидной железы – 24,3 %, ободочной кишки – 23,1 %.

Причинами запущенности заболеваний являются: несвоевременное обращение и отказ пациентов от обследования и лечения (37%); неполное обследование пациентов вследствие несоблюдения алгоритма обследования (33 %); скрытое течение заболеваний (24 %).

В медицинских организациях отмечены следующие нарушения: невыполнение необходимого обследования пациентам, страдающим предраковыми заболеваниями, клинические ошибки при постановке диагноза, длительность обследования, низкий уровень организационных противораковых мероприятий.

Всего в Самарской области в 2012 году на исключение новообразований профилактически осмотрено около 2-х млн. жителей, 745,7 на 1 000 взрослого населения (в 2011 г. – 673,0). Активно выявлено 1 882 пациента со злокачественными опухолями и 58 тыс. больных с фоновыми и предраковыми заболеваниями. Показатель активной выявляемости рака составил 14,6 % (в 2011 г. – 14,5 %). Наиболее часто злокачественные новообразования выявляются при онкоосмотрах врачами (59,6 %), в смотровых кабинетах (24,0 %), также при диспан­серном наблюдении больных с фоновыми и предраковыми заболеваниями (8,3 %).

Выявляемость злокачественных новообразований в ходе проведения скрининовых обследований очень низка. Так, при проведении флюорографического скрининга выявлено всего 5,2 % от общего числа впервые выявленных ЗНО-легких, маммографического – 2,4 % от ЗНО молочной железы, иммуноферментного – 2,9 % от ЗНО предстательной железы, цитологического – 1,2 % от ЗНО шейки матки.

В 2012 году в области функционировали смотровые кабинеты: 86 для женщин и 29 для мужчин. Не работали смотровые кабинеты Сызранской, Пестравской ЦРБ, Областной больницы № 2. Не организованы смотровые кабинеты в ЛПУ гг. Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Октябрьск, а также в Большечерниговском, Кинельском, Кошкинском, Красноярском, Клявлинском, Нефтегорском, Пестравском, Приволжском, Сергиевском, Ставропольском, Сызранском, Шигонском районах.

За последние годы обновлен парк диагностического оборудования области. Учреждения здравоохранения были оснащены 37 новыми рентгенодиагностическими аппаратами, 18 маммографами, 14 флюорографами, 34 ультразвуковыми и 72 эндоскопическими аппаратами и 9 компьютерными томографами. На этом фоне низок удельный вес эндоскопических исследований (16,8 %), дополняемых взятием биоматерила с целью морфологической верификации диагноза. Диагностическое оборудование используется нерационально, а ограниченная доступность специальных и интервенционных методик не позволяет специалистам полностью завершить алгоритм дифференциальной диагностики соматических, предраковых заболеваний и злокачественных новообразований.

В 2012 году в области функционировало 47 онкологических кабинетов. Не работали онкологические кабинеты в Волжской, Кошкинской, Елховской, Нефтегорской, Челновершинской, Шигонской, Шенталинской ЦРБ, в МСЧ-1 г. Самара, в ЛПУ гг. Тольятти и Сызрани. Всего в онкологических кабинетах работало 60 врачей: 46 онкологов, 11 хирургов, 2 терапевта, 2 акушера-гинеколога. Только половина из них работали на основной ставке онколога, остальные специалисты являлись совместителями. В онкологических кабинетах работало 55 медсестер: только 37 из них на основной ставке медсестры онкокабинета; только 33 медсестры имеют сертификат по онкологии.

Основной задачей специалистов онкологических кабинетов был консультативный прием первичных и диспансерных больных. Средняя нагрузка врача-онколога составляла 19 чел. в смену. Высокая нагрузка и отсутствие профилактических дней в графике работы специалистов большинства онкокабинетов области не позволяют выполнять профилактическую работу в полном объеме.

На начало 2013 года в области лишь 30 % диспансерных онкобольных своевременно прошли комплексное обследование для исключения прогрессирования процесса.

Таким образом, уровень оказания медицинской помощи онкологическим больным в Самарской области не соответствует современным организацион­ным и клиническим онкологическим стандартам: низкая эффективность работы смотровых кабинетов; низкий уровень выявляемости злокачественных новообразований при проведении скрининговых флюорографических, маммо­графических, цитологических и иммуноферментных исследований; не соблюдаются стандарты диспансеризации больных с фоновыми и предраковыми заболеваниями; недостаточна подготовка специалистов различных специальностей по онкологии; кадровый дефицит и низкая квалификация специалистов в онкологических кабинетах.

Имеющаяся ресурсная база первичного звена (штаты, кадры, их квалификационный потенциал, диагностическое оборудование) недостаточна для выполнения современных клинических и организационных стандартов ранней и своевременной диагностики рака.

В настоящее время объем выполняемой организационно-методической работы специалистами различного уровня не способствует улучшению качества и доступности онкологической помощи населению Самарской области.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Заместителю министра – руководителю департамента организации медицинской помощи населению (Кузнецову), заместителю министра – руководителю департамента реализации законодательства в сфере здравоохранения (Вдовенко) подготовить проект приказа по совершенствованию организации онкологической помощи населению Самарской области.

Срок исполнения – 1 сентября 2013 года

2. Главному врачу ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер» (Орлову) активизировать организационно-методическую работу по раннему выявлению рака и предраковых заболеваний.

Срок исполнения – постоянно

3. Главному внештатному специалисту министерства по онкологии (Сухареву) взять под контроль подготовку кадров для работы в онкологических кабинетах.

Срок исполнения – постоянно

4. Руководителям учреждений здравоохранения обеспечить:

выполнение мероприятий по раннему и своевременному выявлению онкологических заболеваний;

рациональное и эффективное использование имеющегося медицинского оборудования;

внедрение современных технологий для диагностики и лечения онкозаболеваний;

совершенствование работы смотровых (мужских и женских) кабинетов;

организацию учебы медицинского персонала по выявлению раковых и предраковых заболеваний;

улучшение качества оформления медицинской документации.

Срок исполнения – постоянно

5. Директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (Мокшину) рассмотреть вопрос об изменении порядка и сроков выплат стимулирующего характера из нормированного страхового запаса ТФОМС при активном выявлении онкологических заболеваний на ранних стадиях.

Срок исполнения – 1 августа 2013 года

6. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя министра – руководителя департамента организации медицинской помощи населению Кузнецова С. И.

Председатель коллегии, министр здравоохранения Самарской области

Г. Н. Гридасов

Приложения:
Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области