Противодействие коррупции
Полезное

Гридасов: мы взглянули на свои поликлиники со стороны

Зачем в регионах нужно строить модульные врачебные амбулатории? Как Самара решает проблему кадрового дефицита? Как развивается сельская медицина? И почему регистратура – слабое звено российских поликлиник? На эти и другие вопросы ответил министр здравоохранения Самарской области Геннадий Гридасов.
 
Среди лидеров рейтинга "Поликлиники России" – несколько поликлиник Самарской области. Заместитель председателя правительства Самарской области — министр здравоохранения Геннадий Гридасов в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой прокомментировал высокие результаты работы медучреждений.
 
- Геннадий Николаевич, что на сегодняшний день представляет собой поликлиническая сеть Самарской области?
 
— Амбулаторно-поликлиническая помощь в Самарской области оказывается как в самостоятельных поликлиниках, так и в структурных подразделениях районных и городских больниц. В общей сложности у нас 275 медицинских организаций разных форм собственности. Это на 15% больше, чем пять лет назад. Общая же мощность всех этих учреждений — 79 тысяч посещений в смену. В амбулаторных учреждениях области работают 7113 врачей и 13650 средних медицинских работников. В 2014 году было зафиксировано более 25 млн посещений.
 
- Какие принципиальные изменения и нововведения ожидаются в сфере оказания первичной помощи населению Самарской области?
 
— Основные требования к поликлиникам — доступность и качество. Именно над улучшением этих двух показателей мы и работаем особенно пристально.
Мы руководствуемся тем, что амбулаторное учреждение должно быть максимально приближено к месту проживания пациента. Здесь все зависит от особенностей расселения. Например, в Тольятти, где высокая плотность проживания, мы строим новые поликлиники. Так, в прошлом году была сдана новая поликлиника в Автозаводском районе, запланировано строительство еще одной взрослой поликлиники на 1000 посещений и детской — на 500.
В тех районах, которые состоят из отдельных поселков, мы пошли по пути строительства модульных врачебных амбулаторий. Таким способом нам удалось решить проблему доступности медицинской помощи в Куйбышевском районе Самары. В этом году мы возводим амбулатории еще в двух поселках Самары и Тольятти. Аналогично будет решаться вопрос и в Красноглинском районе областной столицы.
 
Что касается сельской медицины, то этот вопрос – сфера особого нашего внимания. Чтобы повысить доступность медицинской помощи для сельчан, мы уже в течение десяти лет возводим офисы врачей общей практики в сельской местности — всего в области их построено более 150. Кроме этого, мы стараемся максимально сохранить имеющиеся фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты, строя в небольших селах региона модульные здания ФАПов.
Пациент должен не просто попасть в амбулаторное учреждение, находящееся недалеко от дома, но и своевременно получить медицинскую помощь, причем хорошего качества. И вот здесь на первое место выходит кадровый вопрос. В Самарской области, как и повсеместно в России, имеется кадровый дефицит и дисбаланс кадров между стационарным и поликлиническим звеном. Причем, дефицит отмечается как среди узких специалистов, так и среди специалистов первичного звена.
 
- Как Вы собираетесь решать эту проблему?
 
— Во-первых, в регионе распространяется удачный опыт Самарской городской поликлиники №6. Суть его в следующем: формируется укрупненный комплексный участок, на котором работает врач общей практики и три медицинских сестры. К каждому участку прикреплено 2,5 тысячи взрослого населения, все обязанности четко распределены между врачом и средними медработниками, которым делегированы дополнительные полномочия. Все это подкреплено экономическими стимулами в рамках общего фонда оплаты труда. Плюсы для населения несомненны — прием ведется весь день, а не по сменам. По целому ряду вопросов нет необходимости идти к врачу. Кроме того, практически вся профилактическая работа проводится средними медицинскими работниками, высвобождается время для работы врача с больными.
Во-вторых, мы стали активно использовать возможности кабинетов доврачебного приема, отделений профилактики, центров здоровья. В-третьих, начата работа по созданию клинико-диагностических центров при базовых поликлиниках. В них мы сконцентрируем диагностическое оборудование и узких специалистов. Кроме того, в сельских районах будет продолжено развитие выездных форм работы, причем не только силами центральных районных больниц, но и силами специалистов областных учреждений на мобильных диагностических, операционных, офтальмологических комплексах, а также на мобильных комплексах "Здоровый ребенок".
 
- Какие практические выводы были сделаны по итогам рейтинга поликлиник России? Отслеживаете ли вы ход "народного голосования", которое было открыто после выхода рейтинга?
 
— Проведение конкурса на лучшую поликлинику на федеральном уровне позволило нам взглянуть на свои учреждения со стороны. Среди самих учреждений рейтинг пробудил здоровую конкуренцию. Нам будут интересны результаты народного голосования, тем более такое голосование уже второй год идет на официальном сайте министерства здравоохранения Самарской области.
 
- Считаете ли вы необходимым установить общественный контроль над деятельностью всех медицинских учреждений?
 
— Наша принципиальная позиция такова: медицинские учреждения работают для пациентов, и конечную оценку работы должны давать именно они как потребители. Практически при всех поликлиниках созданы общественные советы, и там, где они работают неформально, мы видим положительные результаты по повышению качества медицинской помощи.
Поликлиника — сложный механизм, от его слаженности во многом зависит конечный результат. Одно из слабых мест в работе практически любой поликлиники — регистратура. Именно она является местом первого контакта пациента и учреждения. Во многом от результатов этого контакта зависит конечный результат и удовлетворенность населения работой поликлиники. Нас далеко не все устраивает в работе регистратуры. На наш взгляд, федеральное министерство очень своевременно провело конкурс на лучшую регистратуру.
Мы очень серьезно отбирали претендентов, весь год тестировали работу этих подразделений, причем как силами сотрудников министерства, так и с привлечением независимых экспертов общественных и пациентских организаций, студентов выпускного курса медицинского университета. Для изучения проблем регистратуры и поиска решений в министерстве создана специальная рабочая группа, которая изучает различные пути оптимизации этого процесса, включая использование call центра и практики аутсорсинга.
Если говорить о качестве медицинской помощи в амбулаторных условиях, то в данный момент оно не удовлетворяет в полной мере ни пациентов, ни организаторов здравоохранения, поэтому мы столько внимания уделяем поиску эффективной модели организации медицинской помощи в поликлинике в сложившейся кадровой и экономической ситуации. Это не значит, что наши пациенты получают некачественную первичную медико-санитарную помощь. Просто в современных условиях значительно возрастают требования к ней, что, кстати, нашло отражение в последних документах ВОЗ. Первичная медико-санитарная помощь должна адекватно реагировать на вызовы времени, к чему мы всеми силами и стремимся.
 
РИА Новости 
19 октября 2015
671
Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области